Установочный вебинар по проекту
План мероприятий по реализации проекта
О проекте «Траектория развития. Образовательная робототехника в МБОУ «ИТ- лицей №24»
Описание инновации, реализуемой в мероприятия 2.3. ФЦПРО
на 2016-2020 годы
- Название инновации — «Траектория развития: образовательная робототехника в МБОУ «ИТ- лицей №24».
- Задачи, решаемые посредством внедрения инновации
Цель — создание нормативно-правовых, организационно-методических условий для поддержки практик модернизации технологий и содержания общего образования в соответствии с ФГОС общего образования, распространение инновационного опыта посредством создания региональных и межрегиональных сетевых педагогических объединений информационно-технологической направленности.
Задачи:
- внедрить современные программы практического обучения, оснащенные передовой техникой и технологиями;
- повысить квалификацию педагогов в области информационно-коммуникационных технологий;
- обеспечить равный доступ обучающихся к освоению информационно-коммуникационных и инженерных технологий, получению практических навыков их применения;
- вовлечь обучающихся в научно-техническое творчество;
- обеспечить профориентационное направление работы с обучающимися образовательных организаций – участниками сетевого взаимодействия;
- организовать социальное партнерство МБОУ «ИТ- лицей №24» с учреждениями профессионального, дополнительного образования, предприятий города Ижевска, Удмуртской Республики, субъектов Российской Федерации;
- обеспечить сопровождение талантливой молодежи — участников сетевого взаимодействия.
- Целевая аудитория:
- Обучающиеся 1-11-х классов МБОУ «ИТ- лицей №24» и других образовательных организаций г. Ижевска и Удмуртской Республики;
- Талантливая молодежь образовательных организаций г. Ижевска, Удмуртской Республики и других субъектов Российской Федерации;
- Родители (законные представители) обучающихся;
- Педагогические работники МБОУ «ИТ- лицей №24» и других образовательных организаций г. Ижевска и Удмуртской Республики;
- Организации города Ижевска, Удмуртской Республики, Российской Федерации.
- Описание сути инновации
В рамках реализации проекта планируется выстроить оптимальную структуру технологического образования обучающихся с 1 по 11 класс в рамках предмета технологии, робототехники, программирования, информатики и ИКТ, других школьных предметов, внеурочной деятельности, организации сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями, социального партнерства с предприятиями промышленности. Определение подобной структуры позволит понять, как работать над пополнением ресурсной базы, повышением квалификации педагогов не только МБОУ «ИТ- лицей №24», но и других образовательных организаций.
Для того, чтобы осуществлять встраивание технологического образования в образовательную деятельность, необходимы педагоги, которые владели бы основными знаниями в области инженерных технологий и робототехники, навыками работы с роботами, имели достаточно информации о возможностях учебных конструкторов робототехники. Зачастую преподаватели просто не видят всех открывающихся возможностей в их использовании. Это определяет актуальность разработки мероприятий в рамках данного проекта, которые бы объединили учителей, заинтересованных в продвижении робототехники в лицее, городе Ижевске, Удмуртской Республике и раскрыли бы потенциал и возможности конструирования и программирования в образовательной деятельности. Для этого планируется объединить усилия разных образовательных учреждений посредством сетевого взаимодействия, которое предполагает социальное партнерство в области технологического образования.
В процессе конструирования дети работают увлеченно и азартно, поэтому занятия очень часто выходят за временные рамки, да и сам процесс программирования довольно трудоемок, и 1 часа в неделю на группу недостаточно. Поэтому помимо основных занятий по робототехнике планируется проводить мероприятия, позволяющие привлечь интерес к данному направлению (в виде выставок, викторин, мастер классов по конструированию и программированию роботов), позволяющие продемонстрировать талант и опыт обучающихся.
А для того, чтобы предоставить талантливой молодежи возможность для публичной и открытой демонстрации своих навыков и личных качеств, а также обеспечить предоставление ей адресной поддержки через открытый и прозрачный механизм системы спортивно-технических мероприятий в сфере IT-технологий, необходимо детальное знакомство с федерациями и соревнованиями по робототехнике позволяющими скорректировать цели, методы преподавания и сами курсы в целом.
Также стоит обратить внимание на языки программирования роботов. Изучение двух языков позволяет выявить многие нюансы и расширить функционал программ, решая более сложные задачи для роботов.
Образное мышление учащихся развивается достаточно быстро, и постоянно возникает проблема отсутствия необходимых деталей для воплощения замыслов. Данный опыт показывает, что наравне с базовым набором необходимо приобретение дополнительных ресурсных наборов, датчиков, полей, лабиринта, которые позволят решить эту проблему.
Поставленные проблемы планируется решить в рамках реализации проекта путем организации:
- работы творческих групп учителей и обучающихся;
- взаимодействия всех участников образовательных отношений;
- формирования системы партнерских отношений;
- развития материально-технической базы;
- коммуникации с другими образовательными и научными учреждениями.
- Мероприятия по внедрению / распространению инновации
В рамках реализации проекта планируется осуществить следующие мероприятия:
- Работа творческих групп учителей и обучающихся, системы методической службы МБОУ «ИТ- лицей №24» и непрерывное образование и самообразование учителей:
1.1. Организация вебинаров, мастер-классов, семинаров, научно-практических конференций;
1.2. Повышение квалификации учителей через курсы повышения квалификации.
- Взаимодействие всех участников образовательных отношений:
2.1. Организация научно-практических конференций;
2.2. Организация общественно-педагогических чтений для педагогов и родителей;
2.3. Проведение образовательных ярмарок и «Дней качества» в МБОУ «ИТ- лицей №24».
- Формирование системы партнерских отношений (социальное партнерство с учреждениями профессионального и дополнительного образования:
3.1. Заключение договоров на выполнение соответствующих задачам проекта работ;
3.2. Развитие материально-технической базы;
3.2.1. Приобретение компьютерной, сопутствующей техники, конструкторов, учебно-методических, программных материалов, деталей, комплектующих и т.д.);
- Коммуникация с другими образовательными и научными учреждениями, в том числе и через технологию дистанционного обучения:
4.1. Организация сетевых проектов с другими образовательными и научными учреждениями
4.2. Организация системы образовательных практик средствами робототехники в сетевом взаимодействии.
- Ссылки на электронные ресурсы:
Информация на официальном сайте МБОУ «ИТ- лицей №24»: http://ciur.ru/izh/g24_izh/DocLib7/Forms/AllItems.aspx
Методическая сеть для распространения результатов инновационного проекта:
- Траектория развития. Группа единомышленников: https://vk.com/club83539200
- Методическое сообщество на сайте «Конкурс школ РФ»: http://www.конкурсшкол.рф/methodical-network/id/get/150
Дорожная карта по реализации практикумов
Информация о Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Информационно-технологический лицей №24»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ №24»
(МБОУ «ИТ- ЛИЦЕЙ №24»)
Официальный сайт: http://ciur.ru/izh/g24_izh
Краткая характеристика:
МБОУ «ИТ- лицей № 24» (далее – Лицей) является правопреемником МБОУ «Гимназия №24» и имеет богатую историю:
1935-1996 гг. – средняя школа №24 г. Ижевска;
В 1997 году школе №24 присвоен статус «гимназия»;
С 01.01.2012 года — базовое общеобразовательное учреждение по внедрению ИК технологий в Удмуртской Республике;
С ноября 2013 года – участник республиканской программы «Навыки и компетенции XXI века»;
C 01.09.2014 года — участник Всероссийского проекта «УМК БИНОМ-ЛЕГО» по робототехнике, одна из 10 школ Российской Федерации;
В 2014 году МБОУ «Гимназия № 24» — включена в Национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России», Лауреат конкурса «100 лучших школ России (2014-2015 учебный год)» в номинации «100 лучших гимназий России»;
В 2013, 2014, 2015 годах – победитель конкурса «IT-лидер в образовании»;
С 01.09.2015 г. МБОУ «Гимназия № 24» – Муниципальный «Центр образовательной робототехники»;
С мая 2016 года МБОУ «Гимназия № 24» — участник Международной программы Microsoft Showcase;
С 01.09.2016 года МБОУ «Гимназия № 24» – участник республиканского проекта «ИТ вектор образования»;
В 2016 году МБОУ «Гимназия № 24» вошла в Перечень 500 лучших образовательных организаций, которые продемонстрировали высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году, стала победителем конкурса IT-марафон — 2»;
В 2017 году Приказом заместителя Главы Администрации города Ижевска от 23.12.2016 года №643п Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №24» переименовано в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Информационно-технологический лицей №24» (сокращенное наименование МБОУ «ИТ- лицей №24»).
В 2017 году Лицей вошел в число 69 победителей конкурсного отбора юридических лиц на предоставление в 2017 году грантов в форме субсидий из федерального бюджета юридическим лицам в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы по мероприятию 2.3. «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов» по мероприятию ФЦПРО 2.3-03-05. «Инновации в школьном технологическом образовании».
Целями деятельности МБОУ «ИТ- лицей №24» являются:
- Развитие и формирование духовно-нравственной личности обучающегося;
- Приобретение обучающимися знаний, умений в процессе освоения основных общеобразовательных программ, в том числе основных общеобразовательных программ, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку;
- Овладение обучающимися содержанием образования по предметам (образовательным областям), определяемым Учреждением с учетом запросов обучающихся, их родителей (законных представителей);
- Формирование у обучающихся компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;
- Воспитание у обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- Создание учебно–организационной основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование;
- Формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни.
Образовательная деятельность в Лицее для обучающихся 1-11 классов осуществляется по триместровой структуре.
В настоящее время (по состоянию на 01.09.2017г.) в МБОУ «ИТ- лицей №24» обучается 829 учащихся в 33 классах – комплектах.
Педагогический коллектив Лицея является высокопрофессиональным по своему составу. Общее количество педагогических работников – 54. Средний возраст педагогических кадров 41 год. Средний общий педагогический стаж – 20 лет. Средний педагогический стаж в образовательной организации – 11 лет.
Учебно–материальная база Лицея позволяет осуществлять образовательную деятельность на высоком качественном уровне. В Лицее имеются хорошо оборудованные учебные кабинеты, информационно-библиотечный центр, спортивный зал, столовая, кабинет психологии, медицинский кабинет, мастерские-лаборатории, 3 компьютерных класса.
В организации урочной деятельности внимание уделяется осуществлению системно-деятельностного подхода, применяются технологии развивающего обучения, активных методов обучения через программу «Навыки и компетенции XXI века», используются ИТ технологии в образовательной деятельности с использованием образовательной модели «1 ученик – 1 компьютер».
В Лицее реализуется профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательной деятельности более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. С 2016-2017 учебного года в образовательной организации открылось новое направление деятельности, связанное с ее включением в реализацию проекта «IT-вектор образования». В рамках данного проекта в информационно-технологических классах преподаются курсы «Программирование», «Математика для программирования», «Основы робототехники» и др.
Основные направления деятельности:
Основные направления деятельности Лицея определяются современными задачами школьного образования, концептуальными особенностями и программой развития на 2016 — 2018гг.
- Организация предоставления и повышение качества общего образования по основным общеобразовательным программам в МБОУ «ИТ-лицей №24».
- Развитие современных механизмов и технологий общего образования в МБОУ «ИТ-лицей №24».
- Совершенствование профессиональной компетентности педагогов.
- Создание в МБОУ «ИТ-лицей №24» системы внедрения инженерных и информационных технологий.
- Развитие эффективной системы воспитания и дополнительного образования детей в МБОУ «ИТ-лицей №24», реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в МБОУ «ИТ-лицей №24».
- Развитие здоровьесберегающего и безопасного пространства МБОУ «ИТ-лицей №24».
- Развитие эффективного взаимодействия МБОУ «ИТ-лицей №24» с родителями (законными представителями) обучающихся и общественностью.
Реализуемые образовательные программы:
- Основная общеобразовательная программа начального общего образования по Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №24» в соответствии с Концепцией и учебно-методическими комплексами Образовательных систем «Школа 2100» и «Перспектива»;
- Основная общеобразовательная программа основного общего образования по Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №24» обеспечивающая углубленную подготовку по предметам
- информационно-технологического профиля,
- естественно-математического профиля,
- гуманитарного профиля.
- Основная общеобразовательная программа основного общего образования по Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Информационно-технологический лицей №24», в том числе:
- обеспечивающая углубленную подготовку по предметам гуманитарного профиля;
- обеспечивающая профильное обучение естественно-математического направления;
- обеспечивающая профильное обучение информационно-технологического направления.
- Основная общеобразовательная программа среднего общего образования по Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Информационно-технологический лицей №24», в том числе:
- обеспечивающая профильное обучение информационно-технологического направления;
- обеспечивающая профильное обучение естественно-математического направления;
- обеспечивающая углубленную подготовку по предметам гуманитарного профиля.